Устройство прицепов-разбрасывателей. Как отмечалось выше, для
разбрасывания органических удобрений промышленность выпускает группу
машин для работы с тракторами различного класса тяги.
Разбрасыватель
органических удобрений РОУ-5 включает раму 1 с Ходовыми колесами 6,
кузов 4 с питающим транспортером, разбрасывающее устройство 5 и механизм
привода. Рама сварная, в передней ее части смонтировано прицепное
устройство с опорной стойкой, используемой при стоянках без трактора.
После соединения с трактором опорная стойка поднимается и фиксируется
специальной ручкой. Рама монтируется на ходовой системе типа «тандем» с
раздельной балан-сирной подвеской двух колесных пар. Сверху на раме
укреплен кузов с деревянным дном и бортами. На дне кузова установлен
скребковый транспортер (рис. 41, б), предназначенный для подачи
органических удобрений к разбрасывающему устройству, а при использовании
машины как транспортного средства — для разгрузки.
Транспортер
состоит из четырех сварных калиброванных цепей 12, изготовленных из
легированной стали, объединенных попарно в две ветви. На цепях через
равные промежутки хомутами прикреплены металлические скребки 13
транспортера. Каждая ветвь имеет свое натяжное устройство 3 (рис. 41,
а). Для натяжения перемещают болтами вал, на котором свободно вращаются
ведомые ролики цепей.
Разбрасывающее устройство состоит из двух барабанов. Нижний
измельчающий барабан 9 (рис. 41, а) установлен в- кузове
разбрасывателя, а верхний разбрасывающий 10 вынесен назад за пределы
кузова. Такая конструкция барабанов исключает заклинивание между ними
твердых предметов, обеспечивает хорошее измельчение длинносоломистых
фракций навоза. Зубчатые секторы измельчающего барабана размещены на
трубе по винтовой линии. Ветви разбрасывающего барабана расположены по
расходящейся винтовой линии, направленной от середины к торцам. Такая
конструкция разбрасывающих барабанов дает возможность разбрасывать
удобрения на ширину 6—7 м, что намного больше ширины самого
разбрасывателя. Барабаны разбрасывателя установлены в двухрядных
сферических подшипниках, корпуса которых крепятся к боковым стойкам
разбрасывающего устройства.
Рабочие органы разбрасывателя
приводятся в действие от ВОМ трактора. Карданным валом 2 движение
передается через продольный вал 7 с предохранительной муфтой на
конический двухступенчатый редуктор 8, установленный на балках рамы. От
редуктора один вал цепной передачей вращает измельчающий барабан, а от
него цепью приводится в действие разбрасывающий барабан.,*Дру-гой вал
редуктора сообщает движение храповому механизму привода питающего
транспортера. Этот механизм дает возможность регулировать скорость
движения транспортера и изменять количество удобрений, вносимое машиной
на гектар. На валу редуктора вращается корпус 16 кривошипа. В этом
корпусе имеется диск 14, крепящийся к корпусу болтом 15. В диске
эксцентрично оси вала установлен палец, на который надет шатун 17,
второй конец которого надет на ведущую собачку храпового колеса ведущего
вала транспортера. На ведущем валу 22 транспортера жестко, на
шпонке, посажено храповое колесо 21. С обеих сторон храпового колеса
свободно на вал надеты две щеки 20, связанные осью, на которую посажены
ведущая собачка 19 и шатун 17. Под действием пружины зуб собачки прижат к
зубчатой поверхности храпового колеса. При перемещении шатуна щеки
совершают колебания, поворачиваясь на некоторый угол. Собачка,
находящаяся в зацеплении с храповым колесом, поворачивает его, а вместе с
колесом и вал транспортера на такой же угол. При обратном ходе щек
собачка проскакивает по храповому колесу, которое удерживается от
перемещения второй собачкой 18. Чем больше радиус кривошипа, тем больше
ход у питающего транспортера и тем большее количество удобрений
разбрасывает машина.
На корпусе кривошипа нанесены деления
для установки разбрасывателя на заданную норму. При установке диска на
шкале с делениями от 1 до 12 расчетные нормы внесенияудобрения,
колеблются в пределах 3—153 тга при различных передачах трактора.
Тормозная система разбрасывателя работает синхронно с тормозной системой
трактора.