Дисковые лущильники, различного захвата работают по единой
односледной схеме. При движении агрегата диски вращаются, подрезают
растительные остатки и крошат обрабатываемый слой почвы. При увеличении
угла атаки увеличиваются глубина обработки, степень рыхления пласта и
полнота подрезания растительных остатков. Глубину обработки можно
увеличить также механизмом гидроуправления. В качестве примера на рис.
13 изображен общий вид дискового гидрофицированного лущильника ЛДГ-5,
агрегатируемого с. тракторами класса тяги 14—20 кН. К раме 5,
опирающейся на два колеса 6, присоединены боковые брусья 7. Каждый брус в
свою очередь опирается на колесо , положение которого можно
регулировать специальным устройством 2. Брусья соединены с рамой
раздвижными тягами 3. Изменением длины тяги можно установить угол атаки
лущильника 35, 30, 20 и 15°. К брусьям-понизителям 8 крепятся
четыре батареи 9 дисков. Перевод секций из рабочего положения в
транспортное и регулирование глубины обработки производится
гидроцилиндрами 4. Позади лущильника прицеплен заравниватель 10. Каждая
батарея собрана из девяти сферических дисков диаметром 450 мм,
насаженных на ось. Диски разделены между собой шпульками и зажаты
шайбами, гайкой и контргайкой. В двух промежутках между крайними дисками
каждой батареи смонтированы подшипники, унифицированные для семейства
гидрофицированных лущильников типа ЛДГ. Батарея смонтирована на сварной
рамке с помощью кронштейнов и уголка. К корпусам подшипников болтами
привернуты рамка и кронштейны, на которых смонтированы уголки со
скребками. Для заравнивания разъемной борозды в середине между секциями
установлен заравниватель 10, состоящий из двух уголков, скрепленных
поперечинами. Глубину обработки почвы регулируют гидроцилиндрами 4 и
изменением сжатия пружин на штангах секции.
При поворотах на конце гона
и при небольших переездах с одного участка поля на другой дисковые
секции поднимают гидроцилиндрами в транспортное положение. При переезде
на большие расстояния лущильник переводят в положение дальнего
транспорта. Секции устанавливают параллельно брусьям рамы и изменяют
положение крайних колес. Рабочая ширина захвата лущильника ЛДГ-5 при
угле атаки 15—35° составляет от 5 до 5,8 м.
Лущильники ЛДГ-10, ЛДГ-15 и ЛДГ-20
имеют рабочую ширину захвата соответственно 10, 15, 20 м и
агрегатируются с тракторами класса тяги 30—60 кН. Они выполнены по таким
же конструктивным схемам, как и лущильники ЛДГ-5*Отличие заключается в
том, что колеса у этих лущильников пневматические, брусья секций
опираются с одной стороны на раму, а с другой — на каретку, состоящую из
двух самоустанавливающихся колес Борозда, образуемая в месте стыка
правых и левых секций, обрабатывается перекрывающей секцией, имеющей
удлиненную рамку, на которой собрано не девять, а десять дисков,. Из
рабочего положения в транспортное лущильники переводятся гидроцилиндрами
секций. На каждом брусе установлен гидроцилиндр, подключенный к
гидросистеме трактора. При подъеме батарей дисков шток гидроцилиндра
втягивается и через рычажную вилку поднимает батареи дисков. При
заглублении шток выдвигается, вилка подается вперед и давит на пружину,
которая в свою очередь нажимает на рамку и заставляет диски заглубляться
в почву. Длину вилки можно изменять и тем самым регулировать глубину
хода дисков. Кроме того, глубину лущения регулируют изменением угла
атаки дисков и массы грузов в балластных ящиках.