Для перевоза, самозагрузки и пневматической выгрузки или рассева по полю
минеральных удобрений, извести, гипса используют автомобильный и
тракторный разбрасыватели.
Автомобильный разбрасыватель
пылевидных удобрений АРУП-8 представляет собой автомобильный тягач
ЗИЛ-130В1, оборудованный компрессорной установкой с приводом от коробки
отбора мощности, и цистерну-полуприцеп на базе автоцементовоза С-927 с
откидным опорным устройством для установки цистерны в отцепленном от
тягача положении. Ходовая часть полуприцепа оборудована пневматическими
тормозами с приводом от пневматической системы тягача и стояночным
тормозом. Для улучшения проходимости по полю в осенне-зимний период на
полуприцепе и задней ведущей оси автомобиля устанавливают колеса с
арочными шинами.
Загружают цистерну либо самотеком через
загрузочный люк, либо пневматически из машин-минераловозов, либо
самозагрузкой из амбарных складов, куч и крытых железнодорожных вагонов.
Самозагрузка выполняется следующим образом. К цистерне 18 подключают
заборный шланг 6 с заборным соплом 8 и краном, а к фильтру 11 — рукав
16, соединяющий фильтр 2 очистки воздуха первой ступени с фильтром 11
второй ступени. Отделяют рукав 15 масловлагоотделителя 14. Включают
сигнализатор уровня 3 и компрессор 13, который при самозагрузке работает
в режиме вакуум-насоса. Запыленный воздух, отсасываемый из цистерны
вакуум-насосом, проходит через фильтры 2 и И, а также через масляный
воздухоочиститель 12 и после прохождения через влагомаслоотделитель 14
выбрасывается, в атмосферу. Когда в цистерне создается разрежение
0,03—0,04 МПа, контролируемое вакуумметром 10, заборное сопло 8
погружают в слой материала. Материал засасывается через заборный рукав и
через загрузочную трубу 5, находящуюся в цистерне, и равномерно
распределяется по цистерне. При заполнении цистерны сигнализатор уровня 3
включает звуковой сигнал автомобиля.
Для рассева пылевидных удобрений
используют принцип аэрации, т. е. перемешивания материала с воздухом.
Аэрируемый материал вытекает из цистерны, которая наклонена назад под
углом 7°. В цистерне установлено аэроднище 4 (пористая перегородка), под
которое поступает воздух под давлением и перемешивается с пылевидными
удобрителями. При рассеве удобрений компрессор работает в режиме
нагнетателя. Воздух через инерционный воздухоочиститель поступает в
компрессор, затем через масловлагоотделитель и патрубок — на аэроднище
цистерны. Перемешанные с воздухом пылевидные удобрения выходят из
цистерны и поступают к рас-пыливающему наконечнику 7. Сюда же по
воздухопроводу 9 дополнительно подается воздух, который устраняет
забивания и способствует лучшему распылению удобрений.В лотке
распыливающего наконечника имеется дозирующая заслонка, которой
регулируют количество удобрения, вносимое машиной. Машина комплектуется
двумя наконечниками с высотой высевной щели ПО и 50 мм.
Распыливающий наконечник
поворачивают по направлению ветра и прекращают подачу удобрений
пневмоцилиндром, который работает от пневматической тормозной системы
автомобиля. Давление в цистерне во время работы должно быть не менее 0,1
МПа, его контролируют по манометру 17. Грузоподъемность машины 8 т,
рабочая скорость 9—12 км/ч.